17.04.2019

Документальный спектакль «За чертой».

11 апреля 2019 года в 19:00 народный самодеятельный коллектив театр-студия «На Гороховой» представил премьеру документального спектакля «За чертой».

Социальный проект «За чертой» о жизни пожилых в домах престарелых, основанный на реальных историях, исследующий театральными средствами тему ненужности, старости, времени, осмысления себя.

Пространство колледжа выступило в роли театральной площадки, как своеобразный дом. Спектакль-променад, спектакль-экскурсия, где каждый зритель был участником действия. Зритель существовал в рамках определенного художественного мира с заданным сюжетом и обладал возможностью последовательного перемещения за проводником.

Задача режиссёрской группы дать зрителю «почву для размышления», пройти путь вместе с проводником, прослушать и увидеть различные сцены, самим принять решение в выборе позиции в открытом диалоге с актерами.

Второе действие спектакля – это открытый диалог со зрителями на равных. Было озвучено много разных позиций. Когда ты имеешь отношение к спектаклю, ты совсем по-другому на него смотришь. Зрители задавали много вопросов о важности материала, том, нужно ли поднимать такие темы сейчас молодым, задумываться о своей старости уже сегодня. Что такое дом престарелых и почему люди туда попадают? Как они там живут? Почему некоторым нравится там жить? На эти и другие вопросы актёры говорили вместе со зрителем.

Документальный театр дает нам возможность отрефлексировать и осмыслить действительность, как будто бы известную, но не испытанную, о которой не принято говорить вслух. Он является мощным эмоциональным инструментом духовных, нравственных и социальных преобразований.

Самое важное – когда спектакль становится лишь эпицентром работы, которая расходится далеко за пределы представления. Распад жесткой художественной формы и рождение чего-то иного – это имеет прямое отношение к современному искусству. Представить такую анархическую конструкцию в академическом театре сложно. Чистое искусство обязано отбирать лучших, социальный проект – зачастую наоборот.

Настоящий педагог не делает кастинг, он раскрывает того человека, с которым столкнулся. В образовательных проектах событие происходит не на территории художественного образа, а на территории реальной биографии человека или социальной группы. Если стало возможным то, что было невозможно ранее, значит, был акт искусства. И это именно то, что профессиональный театр может получить от театра социального: опыт подлинности.

Но перед социальным проектом стоит иная цель: не создание художественного языка, а метаморфоза человека. Театр сейчас идет к тому, чтобы искать искусство не в тоталитарно заданном режиссерском высказывании, а в формировании среды для коллективного размышления.

Диктатура старого доброго авторского театра по-прежнему приносит плоды, и это не плохо. Но сегодня формируется новый запрос – на соучастие, на прямой диалог. Никакой гениальный спектакль великого мастера не восполнит дефицит эмпатии – ей можно научиться только на личном опыте активного делания.

Постановка: Солнцева Елена, Абакшина Александра. Режиссерская группа: Левчун Катерина, Гарифуллина Ксения, Асеева Катрина, Куцов Сергей, Васильев Александр, Титова Юлия, Рыкова Алиса, Рубинович Валерия, Дядчук Ангелина. Художник: Елкина Александра.

«Социальные проекты сегодня важнейший и, похоже, единственный способ разрушить феодализм, царящий в нашем театре» – считает Борис Павлович, один из главных людей, занимающихся сегодня в России социальным театром

https://47channel.ru/video_clip/124830/

.